Занимаюсь шахматами с девятилетним мальчиком, назовем его, скажем, Иваном. Иван — умница, но редкостный разгильдяй. Способности хорошие, но ничего кроме компьютерных игр его не интересует.
— Используй голову по назначению. Тем более что у тебя светлая голова! — неоднократно говорил я ему.
И вот на очередном уроке он мне стал рассказывать о своем плохом самочувствии. Горло, видите ли, болит, насморк замучил и т. д. Но что-то помешало мне ему поверить. Возможно, потому что, рассказывая об этом, он весело подпрыгивал на стуле и что-то напевал.
У педагога не всегда получается «учить разумному, доброму и вечному». Иногда и вредные советы в стиле Григория Остера приходится давать. Говорю ему:
— Ты, когда рассказываешь о том, что болеешь, не пой, и на стуле не подпрыгивай. А сиди с унылым видом. И голос должен быть не такой бодрый, а более жалобный. Тогда больше шансов, что тебе поверят!
— Да нет же, я действительно болею (более жалобным голосом).
— Ну, давай я попрошу маму, чтобы она потом уложила тебя в постель. А на компьютере играть не будешь!
— Почему, я же здоров (возмущенно)!
— Тогда давай дальше заниматься!
— Но я себя плохо чувствую!
—Так ты болеешь!
— Ну да!
— Ну, — говорю, – совсем ты меня запутал. Так ты все-таки больной или здоровый?
Иван тоже почувствовал, что запутался. И выдал единственно возможный в этой ситуации абсолютно честный ответ:
— Не знаю, трудно сказать!