Эндшпиль — третья, завершающая часть шахматной партии, в которую плавно перетекает миттельшпиль. Четких границ между миттельшпилем и эндшпилем нет, они размыты.
В качестве одного из ключевых признаков можно отметить наступающую в эндшпиле необходимость выведения в бой короля, поскольку других фигур на доске уже либо нет, либо осталось совсем немного и самая главная фигура выступает в этой части игры дополнительным боевым ресурсом. Между тем король, выведенный в центр доски во время миттельшпиля, быстро получит мат.
Далеко не каждая партия доходит до эндшпиля, в ряде случаев шахматист выигрывает, проигрывает или соглашается на ничью еще в миттельшпиле, не говоря уж о дебюте, где также есть небольшой шанс совершить роковую ошибку, попасться в подстроенную ловушку.
Классификация эндшпилей производится по шахматному материалу, оставшемуся на доске:
- Пешечные эндшпили — все фигуры убиты, борьба идет за уничтожение пешек противника и продвижение своих пешек в ферзи.
- Ферзевые эндшпили — у соперников осталось по ферзю и несколько пешек или у одного из соперников есть лишняя пешка, которую он также рассчитывает сделать ферзем.
- Ладейные.
- Слоновые. Отдельным видом слонового эндшпиля является разнопольный, когда у одной из сторон остался белопольный слон, а у другой — чернопольный. Как правило, они заканчиваются ничьей даже если у кого-то имеется лишняя пешка. Реализовать имеющееся материальное преимущество в таких позициях крайне сложно.
Завершающей стадией эндшпиля является шахматное окончание, когда на доске, кроме королей, остается по одной фигуре или пешке.