Обучающая игра
Мой педагогический опыт показывает, что дошкольникам (а иногда, и школьникам) очень трудно усвоить, что в шахматах нельзя оставлять короля «под нападением». Или, как говорят шахматисты, «под шахом». Объяснишь им все, спросишь: «Поняли?». Получишь утвердительный ответ. А потом, когда дети начинают играть, смотришь на доску, где король одного из игроков? А нет короля! Или подбегают к тебе и кричат: «Тренер, смотрите, я короля убил, я выиграл!». Поэтому я и придумал эту игру, которую условно назвал «Кто кого?».
Кто кого?
Правила игры. На шахматную доску ставится ферзь одного цвета, и король другого. В эту игру могут играть двое учеников, но можно играть и командами. (Пара на пару, тройка на тройку и т.д. В этом случае, ходы ферзем или, соответственно, королем, делают по очереди участники одной из команд). Засекается время — например, пять минут. Ферзь должен делать такие ходы, чтобы все время нападать на короля, объявляя ему «шах». А король — такие ходы, чтобы уходить из-под шаха. В случае неправильного хода (ферзем без шаха, или королем снова «под шах»), команде противника дается очко. После окончания игрового времени считаются очки и определяется победитель.
Игрок (команда), который играет королем, может победить досрочно. Это происходит в том случае, если он заберет ферзя противника (логично, что это может произойти в том случае, когда ферзь объявит шах с соседней клетки). В этом случае ему присуждается победа, независимо от набранных ранее очков.