Для меня вести уроки со своими учениками — это не только передача им моих шахматных знаний. Это еще и интересное общение «на позитиве». Очередное доказательство этому — два диалога с моей одиннадцатилетней ученицей, умницей и красавицей.
Как поймать ферзя
Играем шахматную партию с компьютерной программой — ботом, специально подбираемым под силу конкретного ученика.
— Подожди, не нападай на ферзя, — говорю я своей ученице. — На этом уровне он тебе его не «зевнет», убежит.
— Ну я же девочка, — слышу в ответ. — Может, «зевнет» из вежливости.
— Откуда же он узнает о том, что ты — девочка? — резонно замечаю я.
— Ну… а вдруг догадается?
Про кота
— Как у тебя дела? — спрашиваю в начале урока. — Что нового в школе?
— Стихотворение Пушкина учим. Про кота.
Начинаю лихорадочно вспоминать, что там Александр Сергеевич написал про котов. Про мышей стих вспомнил («Жизни мышья беготня. Что тревожишь ты меня?»). А про кошачьих ничего в голову не приходит.
— Что за стихотворение? — спрашиваю с неподдельным интересом.
— Ну, это… «У Лукоморья дуб зеленый!».
И ведь не поспоришь!
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.